Постановка целей и задач подчиненным. 3 способа постановки целей их плюсы и минусы Постановка целей и задач подчиненным. 3 способа постановки целей их плюсы и минусы

Постановка целей и задач — это важный этап ведения бизнеса. В этой статье рассмотрим плюсы и минусы 3-х основных методик, позволяющих правильно формулировать и достигать поставленных целей. 

Наиболее популярная техника постановки целей и задач — СМАРТ

По SMART цели должны быть:

  • Specific (конкретными), то есть необходимо как можно точно сформулированы чего желаете достичь.
  • Measurable (измеримыми, то есть поддающимися количественной оценке). Оценка может быть как количественной, так и качественной. Например, увеличить прибыль компании на 30% по сравнению с предыдущим годом.
  • Attainable (достижимыми), то есть цели должны быть реальными.
  • Relevant (актуальными), то есть необходимыми именно в этот период.
  • Time-bound (ограниченными по времени). Необходимо установить временной промежуток, когда задуманное должно осуществится.

Есть у этой методики и недостаток, к примеру, используя эту методику мало кто будет ставить цели нереалистичные и сложно достижимые, попросту говоря поставленные цели будут излишне простыми. Поэтому технику СМАРТ желательно использовать для проверки уже поставленных высоких целей.

Кроме того, выполнение всех условий данной техники не гарантирует, что поставленная цель правильно сформулирована. Поэтому желательно использовать ее в сочетании с коучингом, в этом случае больше шансов, что постановка цели и задач пройдет успешно.

 

Постановка цели и задач с помощью показателя KPI (ключевой показатель эффективности)

По сути KPI представляет собой показатель уровня успеха, ведь данная система оценки показывает насколько эффективно предприятие выполняет поставленные задачи и цели. В этом случае рассчитывается индивидуальный KPI каждого работника и исходя из этого показателя определяется KPI компании в целом.

По данной системе сначала выделяются приоритеты в развитии организации, после чего постановка цели и задачи осуществляется в каждой отдельной области. Данные цели конкретизируются по отделам и подразделениям.

При этом учитываются два показателя фактический (реальный) и плановый (идеальный, но при этом достижимый). Желательно, чтобы сбором показателей занималась отдельная служба (к примеру, финансовый отдел), не желательно допускать самоконтроля, чтобы избежать предвзятости.

Чаще всего KPI внедряется следующим образом:

  1. руководство определяет видение компании через 3-5 лет, исходя из этого разрабатываются цели и стратегия.
  2. стратегия и цели конкретизируются на уровне подразделений, отделов и конкретных сотрудников.
  3. составляется бизнес-план
  4. анализируются результаты.

Некоторые компании используют проценты для указания важности каждой цели, что по сути усложняет их восприятие и отвлекает от реализации. Лучше указать приоритет  или поставить цели в определенном порядке от более важных к менее важным.

Постановка целей и задач с помощью каскадирования

Часто в организациях босс ставит заместителям цели, которые те разбивают на подзадачи и раздают своим подчиненным и так далее.

В этом случае процесс постановки целей и задач состоит из 5 этапов:

  1. Разрабатываются глобальные цели компании и ее миссия.
  2. Устанавливаются корпоративные цели исходя из разработанных ранее глобальных целей и миссии. Благодаря этому этапу определяется положение, которое хотелось бы занять  в ближайшей перспективе по отношению к своим конкурентам. Также определяются основные шаги для получения устойчивого, прибыльного роста
  3. Определяются и согласовываются цели для топ-менеджеров
  4. Устанавливаются цели на уровне отделов
  5. Согласовываются цели с сотрудниками, которые будут принимать участие в их достижении. Обсуждаются и проводятся переговоры, идет поиск компромиссов.
  6. Разрабатываются критерии исполнения, а также шаги по пересмотру деятельности.

В этом случае очень большим недостатком подобной постановки целей и задач является скорость их выполнения. Ведь в этом случае, пока вышестоящее руководство не начнет составлять свои цели остальные сотрудники также не могут формулироваться свои и так по цепочке. Также цели составленные таким образом желательность проверять по методике СМАРТ и периодически пересматривать их на актуальность.

Данная методика будет эффективной в случае если в подразделениях существует прямая связь между подчиненными и руководителем.

В заключение хочу сказать, что не существует простой методики, но потратив время и усилия на разработку целей и задач компании обязательно необходимо. Лучше комбинировать несколько методик, чтобы получить наилучшие результаты.