Как выбрать бизнес-тренера

Несколько раз я сталкивался с тем, что клиенты говорили: «да был у нас тут один тренер, про круги и треугольники рассказывал, а ведь в реальных продажах это не применить…» Я хочу, чтобы тренинговый рынок предлагал качественные услуги, а те, кто не может придерживаться высоких стандартов будут вытеснены. Поэтому расскажу как я выбираю себе бизнес-тренера (я ведь тоже повышаю свою квалификацию на тренингах. А когда-то работал в компании, в отделе обучения и развития – подбирал тренеров).

1. Внешний вид. Тренер работает с группой, делится не только информацией, но и энергией. Поэтому, если тренер страшненький, тощий, глаза впалые, губы искривлены в нервной гримасе, задумайтесь, почему он так выглядит? Не стоит обольщаться мыслями, что у него столько заказов, что он не успевает выспаться, нормально поесть или сходить к врачу. Очень даже возможно, что тренинговая группа для него как энергетическая подпитка. Вы бы хотели стать донором энергии такому тренеру?
А если тренер улыбчивый, чувствуется возле него приятная атмосфера, хочется просто побыть рядом – значит это тот, кто вам нужен.

2. Какая есть информация о тренере. Поищите в просторах Интернета, что пишут о тренере, что пишет он сам о себе, зайдите в соц.сеть, поищите там. Обращайте внимание на комментарии, которые оставляет тренер в различных обсуждениях.
Есть разница, когда тренер без оценки пишет свое мнение или аргументирует свою мысль и когда дает оценку не только ситуации, но и собеседнику. Значит и на тренинге, скорей всего он будет оценивать участников, что негативно скажется на процессе обучения.

3. Что публикует тренер. Какие статьи есть у тренера, ведет ли он блог, есть ли у него видеоролики, в которых можно увидеть работу тренера. Обратите внимание — не съемка группы, где участники делают упражнения или ведут обсуждение, а именно тренера. Потому что выкладывать видео, где есть только группа и их взаимодействие неэтично по отношению к участникам. А неэтичный тренер и участникам будет передавать те же принципы.
Хорошо, когда у тренера есть опубликованная книга, тиражом более 1000 экземпляров, а еще лучше, когда публикацией занимается известное издательство.

4. Личный опыт в бизнесе, в котором планируется тренинг. Если это продажи в рознице, то желательно, чтобы тренер сам работал продавцом или руководил магазином. Если это управление персоналом, то необходимо, чтобы у тренера был опыт управления коллективом.
Согласен, что есть хорошие тренера, которые проводят тренинги взаимодействия, т.е. на тренинге участники взаимодействуют, тренер помогает проанализировать ситуацию и сделать выводы. Но такие тренеры – это психологи и тренинги ведут социально психологические.

5. Рекомендации и отзывы. Не стоит останавливаться отзывами на сайте тренера, поищите в соц.сетях тех, кто был уже на тренингах этого специалиста, узнайте, чем помог тренер, рекомендует ли человек и вам обратиться к нему.
Поищите фотографии с тренингов – это хоть какое-то минимальное доказательство того, что тренер таки проводил тренинги и к нему приходили участники.

6. Сайт тренера. Насколько понятен сайт, какая информация на нем есть. Ведь если сайт запутанный, с описанием общих программ, то есть вероятность, что и тренер любит говорить путано и обобщенно.

7. Пообщайтесь с тренером. Обращайте внимание, как тренер отвечает на ваши вопросы, высылает ли вам планы и описания программ. Если ссылается на то, что занят, то есть вероятность, что он так и не проникнется вашей проблематикой и не сможет уделить достаточного внимания участникам тренингов.
Тренер должен помочь вам разобраться с тем, какая тренинговая программа вам подойдет.

8. Какие тренинговые материалы у тренера. Попросите выслать вам старые тренинговые материалы. Не ксерокопии ли это книжек или чужих статей? Как оформлен план тренинга, какая структура и есть ли она? Понятные и качественные материалы подразумевают такое же отношение и к обучению.

9. Открыт ли тренер к общению и переписке. Замкнутый тренер или тот, кто ссылается на загруженность или говорит, что пока не заплатите никакого общения не будет – скорей всего и далее будет действовать в своих интересах.
10. Что входит в стоимость тренинга. Есть ли предтренинговое интервью или анкета для участников, которая поможет сформировать программу тренинга. Проводит ли тренер послетренинговые встречи, чтобы помочь закрепить полученные на тренинге навыки и знания. Предоставляет ли консультации по телефону, е-маил или на страницах сайта или блога? Тренер, который заботится о своей репутации, сделает максимум, чтобы участники смогли в дальнейшем применить то, что получили на тренинге и получили помочь в тех вопросах, которые возникли позже.
 
11. Какое образование у тренера. Конечно же, бизнес-тренер должен быть грамотным человеком, который закончил не только ВУЗ, но и посетил и посещает другие тренинги для повышения своей квалификации. Спрашивайте, какие последние мероприятия посетил тренер, просите предоставить сертификаты и дипломы.

А вот, что пишут другие коллеги по поводу образования тренера: Жанна Смирнова, руководитель департамента кадровых решений компании Neidermans FK: Когда речь идет о тренингах по продажам, мы обращаем внимание на опыт работы в этой сфере. Необходимо иметь практические навыки проведения презентаций и продаж. Основываясь на личном опыте, считаю, что в данной области не должны работать психологи. Их епархия — тренинги по личностному росту. Образование маркетолога необходимо иметь специалистам, проводящим тренинги по маркетингу, бизнес-планированию. Поскольку в маркетинге особенно важно представление о последних тенденциях и разработках — приветствуется наличие свидетельств о стажировках за рубежом. Для управленческих тренингов необходимо быть дипломированным менеджером, желательно иметь научную степень, диплом МВА. Необходим опыт управления. Что касается профильного образования, то на сегодняшний день в России не существует хороших курсов для тренеров.

Анна Ферреро, тренер-консультант по менеджменту компании Тим Трейнинг Россия: Десять лет назад, когда создавалась наша компания, не было не только образовательных курсов для тренеров, но и самой профессии. Австрийские специалисты, которые создавали фирму, набирали людей с высшим образованием, не обращая внимания на специализацию. Они искали людей с определенным набором качеств, в число которых входят обучаемость, доброжелательное отношение к людям, способность к самомотивации. Обучение профессии тренера проходило внутри компании, и это была очень хорошая школа. Наличие психологического образования в отдельных случаях может пригодиться, хотя зачастую психологи приходят в тренинговую компанию с готовой рабочей концепцией, что мешает процессу обучения. На мой взгляд, главное — это наличие практического опыта, умение убеждать.

Ирина Ткачева, генеральный директор Учебного центра SRC-Master: Я считаю, что, прежде всего, бизнес-тренер должен быть профессионалом в том предмете, который преподает. Тренеры по продажам с психологической подготовкой, хорошо владеющие методикой проведения тренинга, но не имеющие личного опыта продаж, не смогут убедить применять те навыки, которым учат. Например, тренер, проводящий тренинги или семинары по маркетингу, в первую очередь должен быть маркетологом, а во вторую — преподавателем. Идеальным сочетанием, на мой взгляд, является высшее образование по предмету и дополнительная подготовка по методике обучения и, самое главное, наличие собственного практического опыта.

Ольга Щежина, начальник отдела по работе с клиентами компании Training Strategie: Профессионал должен иметь четкое понимание механизмов работы рынка в целом, представлять взаимодействие горизонталей и вертикалей бизнеса, знать психологию и педагогику. Кроме того, необходимо обладать навыками построения и ведения тренинга, так как 30% его времени составляет теория, а 70% — ее практическая отработка в очень динамичном режиме погружения.

Александр Майстренко, старший консультант MERCURY Educational Centre: Нужен творческий потенциал, умение нравиться людям. Мы считаем, что тренеру необходимо иметь высшее образование, специализация не имеет значения. И, наконец, тренер должен обладать ярко выраженной харизмой.

Валерия Голубь, Алла Новикова, тренинговый центр «Искусство деловой жизни» Тренеру-инструктору (как в спорте) подойдёт базовое педагогическое образование (может быть, дошкольно-педагогическое), т. к. такому специалисту необходимо владеть техникой активизации аудитории. Важен практический опыт в том бизнесе (или предметной области), в которой он работает. Если речь идёт о тренере-шоумене (или лекторе), то неважно, какое у него базовое образование. Нужно, чтобы он знал область, о которой рассказывает, важны его личные качества, умение говорить. Если же это ТРЕНЕР, то ему необходимо владеть всем вышеперечисленным и иметь базовое психологическое образование. Задача ТРЕНЕРА — выработать «живые» (гибкие и устойчивые) навыки, получая отклик от каждого участника, и меняя при этом его установки (отношение к основополагающим для данной профессии аспектам).

Теперь вы понимаете, почему бизнес-тренер Роман Макаренко — это замечательный выбор для вашей компании!