этапы бизнеса

Этапы развития бизнеса

Знать этапы развития бизнеса нужно, чтобы понимать, что улучшить, где проблемы, как развиваться дальше.

На каждом этапе есть свои особенности. Нельзя улучшать следующий этап, не улучшив предыдущий. Вернее можно, но будут трудности.

 

Основных этапов развития бизнеса семь. Причем, не важно товар это или услуга.

  1. Производство.
  2. Анализ рынка и упаковка.
  3. Вовлечение клиента.
  4. Продажа.
  5. Выполнение обязательств.
  6. Завершение цикла.
  7. Выстраивание отношений.

Подразумеваю ваш вопрос: а где же анализ бизнеса в целом, создание стратегии, изучение целевой аудитории?

Это нулевой этап. Без него никакого развития невозможно. Если на нем ошиблись, то это повлечет за собой существенные потери. Но я надеюсь, что вы знаете, кто ваша целевая аудитория, вы понимаете, как продавать ваш товар. У вас есть понимание, зачем вы вообще этим занимаетесь.

Если нет – закажите коуч сессию, где мы разберем ваши причины и найдем ответы на важные для вас вопросы. Чтобы заказать коуч сессию нажимайте тут. Это дешевле, чем переделывать производство и всю систему.

Разберем особенности каждого этапа развития бизнеса.

  1. Производство товара или создание услуги. Для не производственных компаний — это закупка товара или услуги.

На этом этапе создается то, что потом будем продавать и за что получим деньги.

Если товар некачественный, то могут возникнуть проблемы на 5-м и 6-м этапах. У клиентов будут претензии.

Чтобы усилить этот этап необходимо проанализировать производственный процесс или качество отбора закупаемого товара. Пройтись по всем процессам и подумать, как их улучшить или упростить. Для примера можете получить чек-лист проверки отдела продаж тут.

 

  1. Анализ рынка. Упаковка товара или услуги.

На этом этапе важно понять, что ждут покупатели от вашего товара. Какие есть аналоги, как правильно «упаковать» свой продукт, чтобы показать выгоды и преподнести их клиентам. Желательно протестировать продукцию на нескольких десятках потенциальных клиентов. И если они не заинтересованы, то возвращаться на предыдущий этап и менять продукт.

 

  1. Вовлечение клиента.

На этом этапе Вы выстраиваете путь клиента и воронку продаж. Разрабатываете маркетинговую стратегию. Обдумываете и реализовываете рекламу.

На этом этапе клиенты должны о вас узнать и захотеть купить. Может быть так, что заинтересованы, но купить не хотят. В таком случает нужно переупаковать товар, показать другие выгоды.

  1. Продажа, т.е непосредственная коммуникация с клиентом.

Тут  с клиентом нужно вести диалог так, чтобы он понял свои выгоды от покупки и захотел отдать деньги за ваш продукт или услугу.

На этом этапе нужно пройти все шаги продаж.

Важной составляющей будет умение продавца выслушать и понять клиента, презентовать ваш товар с лучшей стороны. Показать клиенту, выгоду от приобретения вашего продукта или услуги.

Частой ошибкой может быть неумение понять клиента и пассивная позиция продавца. Или желание как можно скорей продать из очень активной позиции с агрессией. Нужен баланс и анализ работы продавцов. Про шаги продаж я рассказываю в своих предыдущих статьях.

 

  1. Выполнение ваших обязательств перед клиентом, т.е передача товара или предоставление, услуги.

 

  1. Завершение цикла, т.е клиент получил желаемый товар или услугу, подписаны все акты о выполненных работах, произошла полная оплата услуги или товара. Получены отзывы или рекомендации клиента.

 

  1. Выстраивание дальнейших (долгосрочных) отношений с клиентом.

В зависимости от вашего товара необходимо продумать, как строить дальнейшие отношения. Часто продажа существующим клиентам в разы дешевле и проще, чем продажа новым клиентам.

Даже если ранее вы продавали одному клиенту один раз, всегда можно найти способ и возможности продать что-то еще.

Оцените свои этапы развития бизнеса, от 1 до 10, насколько вы уверенны в эффективности (1 – не эффективная работа, 10 – все отлично). Подумайте, что переделать на более ранних этапах, чтобы устранить те проблемы, которые возникли позже.

Чтобы ускорить улучшение на каждом этапе заказывайте коуч-сессию. Переходите на страницу о коучинге.