Персональный коучинг — лекарство от всех болезней в бизнесе?

Узнав про персональный коучинг мне захотелось внедрить его везде.
«Это работает! Мне помогает, а значит, поможет другим» — так я думал лет 10 назад.

Оказалось, что не всем, не всегда, не для всего.

Инструменты, которые помогут в развитии персонала:
1. Наставничество.
2. Тренинг.
3. Персональный коучинг.

Теперь о моем опыте внедрения каждого инструмента.

Наставничество.

Сотрудник, который умеет что-то делать рассказывает, как делать.
Подходит новичку, тому, кто не умеет.

Шел 2008 год, мы назначили наставниками лучших специалистов в сети гипермаркетов. На что услышали:
— Я только время зря трачу.
— Они ж тупые. Я не хочу.
— Я больше заработаю, если буду свою работу выполнять.
— А кто будет виноват, если он наделает ошибок? Я? Тогда нет.
В итоге из 10 необходимых наставников получили 3.

Выводы: человек должен хотеть делиться знаниями, любить людей, быть заинтересова в успехе ученика. Таких мало, но они есть. Если их найти, то дальше будет легче.

Тренинг.

Подходит, когда нужно тренировать навыки. Дать знания и сразу закрепить на практике.
Хорошо сочетается с наставничеством.

Я месяц ходил по отделам и собирал информацию для составления методички.
Потом долго систематизировал, утверждал у руководства, согласовывал со специалистами.
Но потом понял, что мясника или кондитера быстро не научить. Им нужно практиковаться. Пусть не с лучшим наставником, достаточно с тем, кто умеет. Просто рассказа мало.

Поэтому, тренинги заменили стажировкой. Новичок смотрел, как работают другие, подключался на простых операциях.

Я составил чек-лист знаний и умений, которыми должен обладать специалист. Там расписывайся наставник в том, что стажировка пройдена успешно. Это сильно упростили обучение. Стало понятно чему кого учить. Появилась система.
Пример документа стандартов для продавца вы можете получить в рассылке.
На основе стандартов разрабатывается тренинг.

Такое обучение подойдет, если нужно улучшить то, что есть. Например, продавец и так продает, общается с клиентами. На тренинге он сможет попробовать новые способы. Получить обратную связь от коллег.
Швея и так умеет шить, ей достаточно потренироваться на новом оверлоке и все получится.

Персональный коучинг.

Специалист задает вопросы. Помогает клиенту достичь целей.

Когда я познакомился с этой методикой, захотел внедрить всем. Прихожу к руководителю магазина и спрашиваю:
— Что Вы хотите?
— Какие Ваши цели?

А он мне:
— Меня и так все устраивает. Все хорошо.

Это сейчас, после ряда неудач, после обучения, я знаю, что и как спрашивать. А только познакомившись с этим методом задавал вопросы на право и на лево 🙂

Так вот, если человек не хочет изменений, коучинг не поможет. Нельзя коучингом заставить измениться или что-то сделать.

Но, если человек сам готов, тогда этот метод лучший способ развития. Вопросы помогают найти в себе самое важное. Прояснить цели. Расставить приоритеты. Структурировать план и начать действовать.

Ошибочно думать:
— Мне помогло — поможет другим.

Всегда стоит исходить из реальности. Из знаний, умений и мотивов тех людей, с которыми предстоит работать.

Наставник — для начала.
Тренинг — для улучшений.
Коучинг — тем, кто знает, умеет и хочет больше и лучше.

Если хотите развить своих сотрудников — напишите мне запрос на почту: makarenko.r@i.ua